Сутки на размышление. Уроки жизни: как выбрать из нескольких зол?

 
Подробности

Мы уже много думали и даже писали о введении в школах России курса «Основы религиозных культур и светской этики». Но писали как-то обобщенно, а думали как-то в целом – нужно ли вообще вводить в сознание маленьких детей такие понятия, как религия, бог, смысл жизни и тому подобные. Но нас никто не спрашивал, курс ввели, и вот, наконец, возник повод поговорить более конкретно. То есть не о предмете как таковом (его не избежать), а о содержании.

09042013 religiya

Недавно в нашей школе выступили представители двух самых распространенных, как принято считать, на Ямале конфессий. Родители пришли на этот классный сбор в воинственном настроении. Детям в следующем году придется выбирать, какое направление курса слушать. До входа в кабинет досужие рассуждения сводились к тому, чтобы большинству слушать основы светской этики: мол, религия – это личное дело каждого, выберут сами, когда вырастут, и все такое. После того, что нам поведали, выбрать захотелось иной вариант. А именно – вообще ничего не слушать.
С подробным разбором одного из учебников «Основы религиозных культур и светской этики» выступил представитель салехардского православного храма Святых апостолов Петра и Павла. Плохо сдерживая скепсис, он сообщил, что, конечно, в его интересах – агитировать за выбор изучения истории православия. Но история в таком виде не устроила даже его.
Итак, подробно. В учебнике, одобренном всевозможными минобрнауками и минздравами, черным по белому написано, что когда Иисус вошел в Иерусалим, то между ним и тогдашним руководством государства возник конфликт. В результате Христа схватили и распяли на кресте. Простенько и со вкусом, нечего и предъявить. Служитель церкви предъявил, и довольно эмоционально. Конфликты бывают на кухне между собутыльниками или между мужем и женой. Конфликт предполагает, что одна сторона в корне не согласна с другой. И тогда одна из сторон вступает в конфликт с другой. Иисуса предали, изначальной причиной предательства стала зависть. Но как объяснить это ребенку? Объяснили глупо: и не на уровне мышления четвероклассника, и не правдиво. Никак.
Православный отец привел еще несколько примеров, пестрящих своеобразной религиозной и церковной терминологией. Праздник Пасхи почему-то называется Песах, и никак иначе. Нет, то, что Песах – это Пасха, понятно. Но ведь нам когда-то это объяснили. Детям не объясняют. Песах и все. Крашение яиц признается давним пасхальным ритуалом, но ни слова о версиях происхождения этой традиции. А ведь именно это могло бы быть интересно детям, которым понятно, что, по одной из версий, Мария развлекала маленького Иисуса разноцветными яйцами, и непонятно, почему при дарении яиц говорят «Христос Воскресе!».
Прошелся священник и по основам светской этики. Думал, хотя бы там – разумное, доброе, вечное. Ведь каждый человек, независимо от вероисповедания, должен оставаться человеком. Чему же учит этот курс? А вот чему.
Одна из глав повествует о двух характеристиках человека – альтруизме и эгоизме. Все хорошо и все правильно. Альтруизм – желание помогать людям, эгоизм – стремление натянуть все жизненные одеяла на себя. Кажется, ну слава тебе, господи, отлегло. Ан нет. Ни тот, ни другой вариант авторы учебника не считают нормой жизни. «Другое дело – разумный эгоизм, то есть способность человека преследовать свои интересы и, одновременно, действовать на общее благо», - сообщает нам автор. Хочется возопить – «Остановись, хватит!». Но автор продолжает: «Альтруизм не свободен от недостатков. Настоящий альтруизм направлен на дальний круг. Незнакомых или малознакомых людей. Однако излишняя любовь к дальнему может способствовать забвению ближнего. Поэтому идеальный вариант – разумный эгоизм». Занавес. Или аминь. Кому как.
На закуску этот разумно эгоистичный человек, который кристаллизуется из учебника о светской этике, должен понять, что «главная ценность для человека – это его жизнь». Так-то. Не жизнь близких, не жизнь детей, а его личная. Родительская общественность загудела: а как же военные, солдаты как же? А армия – не нужна? А спасатели, пожарные, полицейские, чья работа насквозь пронизана опасностью и кто рискует своим самым главным изо дня в день? Кто-то вспомнил страшную формулировку, которую часто пишут в аннотациях к лекарственным препаратам: можно принимать, если общая польза для пациента перевешивает риск осложнений. Можно тушить пожары, если общая зарплата для семьи превышает риск умереть или остаться калекой. Разумный эгоизм во плоти.
И последнее. Чтобы постичь все эти премудрости жизни, школярам отводится тридцать часов в год. То есть чуть более суток. Слава богу, вряд ли усвоят.

Екатерина Тихонова

 

Комментарии  

 
0 # Лукерья
А раньше-то дураки были, учили, что деньги ничто, мораль все. А теперь вроде религия и тут же эгоизм. Нестыковка по-моему
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Vova
Чета эта тема уже заколебала. Разумный эгоизм это поразительно. Всегда думал что надо сначала людям, потом себе ))))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Ольга
вы видели, чем заканчивается курс "светской этики"? "в старости за человеком заботятся специальные структуры" - что-то в этом роде... отдохни, сынок, у тебя здоровый эгоизм, а стакан воды мне собес подаст! тебя же этому в 4 классе учили...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # дина
Лучше бы больше математику учили и русский язык - толку больше было бы! а то навязывают детям черт знает что, а потом удивляемся: а откуда такие монстры берутся - жестокие и эгоистичные?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Сергей
Зачем нужна эта чушь, если никаких богов вообще не существует?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # нана
Зачем детей учить чему-то в школе, если их учит жизнь прописным истинам здорового эгоизма? "Если ты сам себя не любишь, как ты сможешь любить других?".
Можно говорить сколько угодно о нравственности, а поступать не по совести.
Историю религии нужно обязательно знать, для того чтобы люди лучше понимали культуру разных народов прежде всего. Менталитет народа на 80% состоит из религиозной культуры, в нашей стране- христианской.Се годня в школе мало грамотных учителей, кто будет преподавать этот предмет на современном уровне. Межконфессионал ьная культура формируется не так быстро как нам хочется. А учебники для школы писали люди, которые выиграли тендер. Философы отказались писать эти учебники за 3 месяца, потому что эта тема требует общественного обсуждения и согласия. Иначе мы опять возвращаемся к мракобесию и примитивизму, из которого недавно выбрались.Со стороны министерства образования- это опять "взятие под козырек".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

vic3

   

Хочешь стать автором?  

avtoram
   

Календарь публикаций  

<< < Апрель 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
   
   
Форум г. Салехард и Ямало-Ненецкого автономного округа - Drahelas.ru
   

Самое обсуждаемое  

   

Последние комментарии  

   

Облако тегов  

   
   
© Центр развития интернет коммуникаций