О ценностях и страстях. Нетрадиционное.

 
Подробности

С тех пор, как русский язык обогатился словосочетанием «духовные скрепы», вопрос об основаниях национальной и культурной идентификации россиян стал очень актуальным. В качестве таковых оснований россияне (или те, кто говорит от имени россиян) обычно называют приверженность к традиционным ценностям. Традиционными ценностями считаются:

- ценность патриархальной семьи с жёсткой гендерно-ролевой иерархией конфуцианского типа,

- ценность сословно-организованного государства, отождествляемого с родиной и понимаемого как большая патриархальная семья с национальным лидером-патриархом на вершине социальной иерархии,

- ценность общинно-коллективного типа социальной организации, при котором образ мира и способ социального действия большинства является определяющим, а альтернативные социальные практики нежелательными и подозрительными,

- ценность героического прошлого, как правило, мифологизированного, нагруженного сакральными смыслами и коллективными эмоциями, выступающего в качестве объекта квазирелигиозного культа и по этой причине исключающее возможность какой бы то ни было критической рефлексии,

- ценность «духовности», представляющей собой сложный комплекс моральных запретов и предписаний, ограничивающих проявления человеческой телесности с соответствующим религиозно-этическим обоснованием.

Традиционные ценности

 

Традиционные ценности обычно противопоставляют нетрадиционным, западным, которые именно в силу своей нетрадиционности являются чуждыми и даже враждебными. Поэтому свои ценности нужно беречь, а от проникновения чуждых – защищаться. Спасаться и сохранять здоровое начало, не толерантничать. Потому что Россия не Европа. Потому что Европа загнивает, а у России - другое будущее. Светлое. Залогом которого является её приверженность традиционным ценностям.

Что-то здесь не так. Какое-то противоречие во всём этом скрывается.

Я даже не о том, что в стране-хранительнице традиционных ценностей ситуация с материнством и детством, например, по многим параметрам выглядит значительно хуже, чем в нетрадиционной и загнивающей Европе. Или ситуация с преступностью.

И даже не о том, что приверженность к традиционным ценностям сама по себе не может выступать основанием для национально-культурной идентификации хотя бы потому, что перечисленные выще ценности типичны для всех традиционных обществ - будь то древнее Вавилонское царство или современный Иран. И что традиционное – не обязательно хорошее, чистое и светлое. Традиционное - это ещё когда камнями побивают или жену нагайкой учат, для профилактики. Ну, это так, к слову.

Я о другом. Я о том, что ценности не существуют. Ценности значат. Ценность – это идеальный социальный объект, в котором сконцентрированы общественные представления о должном. Должное никогда не совпадает с сущим, то есть тот образ мира и человека, каким он представлен в ценности, никогда не совпадает с тем образом мира и человека, который существует в реальности. Но именно этот разрыв между желаемым и действительным выступает главной движущей силой общественного развития, мотиватором социальной активности и нормативной средой, в которой эта активность осуществляется.

Поэтому, когда мне говорят о том, что нетрадиционные ценности – это геи и бородатые женщины на песенных конкурсах, я впадаю в недоумение. Потому что не могу представить сексуальную ориентацию или гормональные особенности организма в качестве тех идеальных объектов, в которых концентрировались бы общественные представления о должном в западных обществах. Потому что, если бы это было так, западный мир прекратил бы своё существование много веков назад. Однако этого не то что не случилось, а даже наоборот. Мир, в котором мы живём, мир науки и технологий, мир социального комфорта повседневной среды обитания, мир пятой по счёту научно-технической революции, - этот мир создала именно западная цивилизация. И создание этого мира стало возможным именно благодаря нетрадиционным ценностям. Не в значении сексуальной ориентации творцов, их гендерной принадлежности, а в значении содержания тех идеальных представлений о должном, которые изменили вектор культурно-исторического развития человечества. Ценности прогресса, ценность человеческой индивидуальности, готовность принятия альтернативных социальных практик, ценность негосударственных общественных институтов и т.д.

Поэтому, когда я в очередной раз слышу о том, что Россия – не Европа, потому что ценности у нас с Европой разные, и будущее у нас поэтому разное, у меня вознкает один и тот же вопрос:

Насколько?

Ростислав Соловьев

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

vic3

   

Хочешь стать автором?  

avtoram
   

Календарь публикаций  

<< < Ноябрь 2015 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
   
   
Форум г. Салехард и Ямало-Ненецкого автономного округа - Drahelas.ru
   

Самое обсуждаемое  

   

Последние комментарии  

   

Облако тегов  

   
   
© Центр развития интернет коммуникаций