Зимник. Кому экзотика, кому рутина

 
Подробности

Итак, я наконец-то получил возможность съездить на север. Ну, то есть я и так на севере живу, но раньше как-то всё с запада, юго-запада ездил домой. И с зимником был знаком только со стороны ХМАО. А тут такая возможность представилась – надо отогнать трэкол из города Лабытнанги в сторону Нового Порта. Соглашаюсь сразу. Условия очень хорошие – по приезде на базу меня размещают и ставят на довольствие плюс обеспечивают топливом. Моя оплата, вне зависимости от прочего, фиксированная за каждый день. Машина укомплектована всеми необходимыми инструментами, запчастями и расходниками. Плюс – есть плитка с приличным запасом газа. Спальник я взял у друга. Таким образом, можно смело ехать в любом направлении, не опасаясь поломок и непогоды.

 

zimnik1

Поехали

Ну вот, все приготовления закончены, на дворе стемнело, ветер и лёгкий снегопад. Я получил путевой лист, ключи и документы, ожидаю попутчика. Человек с запчастями для бульдозера (хорошо, что мелкими) едет на Мыс-Каменный. Выдвигаемся уже в 11 вечера. На выезде из города заезжаю на заправку, заливаюсь под завязку во все три бака. Вошло 108 литров. Надо сказать, что система питания у данного экземпляра несколько странная – обычные боковые баки по 30 литров никак не связаны ни между собой, ни с основным баком на 60 литров в «корме». Для «дозаправки в воздухе» у меня есть длинный шланг с погружным насосом, от которого идут провода с клеммами, чтобы запитаться от аккумулятора. Навигатора и карт у меня нет. Перед выездом я посмотрел карту и выслушал напутствие механика. В принципе, этого достаточно. Кроме того, попутчик уже бывал в тех краях – если что, подскажет.

Маршрут несложный – вдоль Бованенковской трассы порядка 200 км до Паюты, там направо и ещё 200. К сожалению, всех красот горных перевалов возможности разглядеть не было – фары выхватывают из темноты слишком ограниченное пространство. А когда рассвело, осталась лишь тундра. В темноте один раз едва увернулся от оленя, чуть не сбил зверушку, внезапно возникшую в свете фар. Несмотря на снегопад, зимник вполне приличный, редко где разворочено «Уралами» и «КАМАЗами». Сами «Уралы» и «КАМАЗы» в основном стоят, отдыхают, за что собственно я и люблю двигаться по трассе ночью, плюс – в свете фар гораздо лучше читается рельеф дороги.

Уже с солнышком прошли Паюту, свернули в сторону Губы, прошли КПП, дозаправились.

zimnik2

Погода прекрасная, зимник после ночного снегопада чистят, но тяжёлая техника тут же разбивает приглаженный волокушей рыхлый снег, застревает, и я спешу обойти тех. кто уже проснулся, пока они не разбили целину. Долго ли, коротко, но к обеду мы достигаем КПП перед Новым Портом. На 400 км пути ушло около 15 часов. Чем ближе к КПП, тем более разворочен тяжёлыми машинами зимник. Последние километры ехал сбоку от дороги по целине.

zimnik3

Виднеются пресловутые факелы. Нам туда. Новый Порт в 22 км от этого места. Нам же налево, в вагон-городок именуемый «нулевым километром». От него 100 км до Мыса-Каменного. На 28-м и 51-м километрах - промежуточные вагон-городки.

Устраиваюсь на выделенном мне койко-месте, встаю на довольствие в столовой. Попутчику моему так же выделяют койко-место, как сказала комендант, очень приятная женщина – «никого ещё в тундре ночевать не оставили». Встречаюсь с водителем трэкола, передаю ему два колеса, тосол и масло, получаю расклад по распорядку и, поужинав и заправив машину (вошло 70 литров), заваливаюсь спать.

Связь

Связь - тема отдельная. Её просто нет на огромных просторах. На «нулевом» ловит БиЛайн. Ростелеком же, хоть и показывает сигнал – просто бесполезен. Ни позвонить, ни СМС отправить. Иногда прорываются входящие звонки, но поговорить не получается. Мой суперстойкий телефон, в обычных условиях обходящийся без подзарядки пару недель как минимум, в условиях тундры едва мог вывезти неделю. Судорожно ища сигнал обоими приёмопередатчиками, он просто «высасывал» батарею.

Рутина

Подъём в 6 утра (выспался и поэтому встал даже раньше). Первым делом идём к механику, получаем заверенную «путёвку», путевой лист автомобиля. Далее идём к медику (у каждого свой балок), проходим медицинское освидетельствование и получаем соответствующий штампик. После этого - заправщик. Стоп, что это?! Олень? Реально, олень! Стоит за топливозаправщиком! Ну да ладно. Об оленях позже. Сейчас мне надо махнуть на 100 вёрст в один конец, чтобы довезти наконец-то своего попутчика на Каменный Мыс.

Заодно и познакомлюсь с трассой, по которой собственно и предстоит мотаться. Водитель второго трэкола предупредил сразу – очень часто встречаются спуски с поворотами, на 20-ом километре КАМАЗ с щебёнкой на боку лежит, там как раз такой «подъём с переворотом». Поехали. Дорога нормальная. Перемещаюсь быстрее всех. Никаких задержек, если надо, сворачиваю на целину, благо – по бокам от укатанного зимника таскают волокуши – идеальная трасса для трэколов.

Мне тут нравится! Движение по встречке, по встречной обочине, обгон справа беспределом не считаются. Никто не парится с включением фар и поворотников. Их включают, когда действительно надо подать сигнал – пропустить, показав, что впереди свободно, или тормознуть кого-то. Всё «лишнее» и «ненужное» отмирает само собой.

КПП Мыс-Каменный. Время – где-то между 11-ю и полуднем. Находим необходимую «мехколонну». Высаживаю попутчика, кстати, тёзку моего. Далее идёт сплошная рутина. Ежедневное моталово. В среднем по 200 вёрст в день. Иногда мотался в Новый Порт. Там есть почта, банк, магазины и связь. Банкоматов нет. По пути туда тоже пересекаешь КПП, где очень строго смотрят, чтобы в рабочие городки не везли алкоголь, например. Трубопровод для нефтепродуктов проходит над землёй. Поскольку в этих краях идёт активный выпас оленей, для беспрепятственного преодоления оленьими стадами трубопровода, его периодически «задирают» высоко вверх, создавая т.н. «оленьи переходы».

zimnik4

Про оленей

Естественно, что в тундре встречаются олени. Но вот то, что они будут в таком количестве в вагон-городке, я как-то не предполагал. Но, как говорится, голод не тётка. Дождливая осень, резко закончившаяся заморозками, превратила покров тундры в ледяную корку. Оленям просто-напросто нечего есть. При движении по зимнику сразу бросается в глаза, что олени стоят по грудь в сугробах и стучат копытами, чтобы добыть ягель. Ещё более печальное зрелище – торчащие из сугробов рога, развёрзнутые рёбра, и песцы, с постоянной ехидной ухмылкой на морде, доедающие очередного обессилевшего от голода оленя. Именно голод и гонит оленей ближе к людям, где их подкармливают сердобольные работяги, где олени сами находят себе пищу, как собаки, роясь в помойках.

Один раз, выходя из машины, я отдал олешке остатки хлеба с крошками из пакета, тут же подошла его пара (иначе не смог для себя обозначить их отношения), и уже вдвоём они прямо обвили меня мягкими мордами, пытаясь залезть в пакет, где были продукты.

zimnik5

Самое интересное, что они с первого раза запомнили мою машину и в другой раз встречали уже как только я приехал в городок. Забавным открытием для меня стало то, что олени, оказывается, любят чай. Уж не знаю, вкусовые ли качества их привлекают или стимулирующие, однако чайные пакетики, добываемые среди отходов, для них явно являются лакомством.

zimnik6

Один такой заядлый чифирист мне попался на глаза. Пытался избавить его от ярлычков, но он какой-то перевозбуждённый был, в руки не дался.

zimnik7

Про людей

Естественно, что для строительства в арктических широтах необходимо множество специалистов различного профиля. С учётом того, что работа ведётся вахтовым методом. И с учётом того, что окружающая среда будет весьма неприветлива, а быт прост и непритязателен. Люди здесь работают из разных уголков страны: из Башкирии, Татарстана, Алтая, Чечни, Дагестана и других республик-краёв-областей. Неоднозначное отношение вызывают водители из южных республик. Чеченцы и дагестанцы на зимнике уже прославились своим «характером» - прут, не сворачивая, если вкратце. При этом, по-нашему говоря – ездить они ещё не умеют, опыта и навыка на зимнике нет. Может, оттого и прут по центру, что опасаются из колеи выйти, ибо в этом случае встрянут. Наши местные дальнобои на зимнике относятся к ним снисходительно. Потому что могут и по целине колею протоптать, если понадобится. Для них из накатанной колеи выйти, чтоб разъехаться, не проблема. Очень примечательно было увидеть, кто на что способен, после трёхдневного бурана, который полностью замёл зимник. После того, как погода установилась, движение возобновилось, и я наблюдал, как пять полных «Уралов»-заправщиков, четыре «коротыша» и один полуприцеп, с 72-м регионом на номерах, прошли след в след так красиво, что по следу даже невозможно сказать, что их было пятеро. После них шли четыре тяжёлых четырёхосных «Молота». На «морде» одного из них были наклейки «Грозный» и «Чечня». Так вот, они так похабно разворотили колею, что после них в обоих направлениях «Уралы» сели на мосты. Несмотря на это, чеченцы и дагестанцы, работающие на зимнике, вызывают искреннее уважение за то, что, желая заработать, поехали туда, где хлеб зарабатывается нелёгким трудом. А тем, кто говорит, что башкиры-чеченцы-дагестанцы крутятся только там, где есть деньги, могу посоветовать самим поехать и «нюхнуть» трассы и зимника, да попахать в тех условиях и том ритме, в котором там люди работают.

Ну и ещё пару слов о людях. Сам я прекрасно помню строительство газопровода в районе Надыма и Старого Надыма, где работал мой покойный отец. Я тоже жил там, в балках и «бочках», как сын полка, и видел всё собственными глазами, сравнить могу. Люди всё-таки уже не те. Могут проехать мимо. Могут отказаться дёрнуть или буксировать. Капитализм превалирует – всё на деньги переводится. На всё расценки обозначились. Нет больше того, советского духа......

Ваш беспечный ездок

(Продолжение следует....)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

vic3

   

Хочешь стать автором?  

avtoram
   

Календарь публикаций  

<< < Апрель 2014 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 30        
   
   
Форум г. Салехард и Ямало-Ненецкого автономного округа - Drahelas.ru
   

Самое обсуждаемое  

   

Последние комментарии  

   

Облако тегов  

   
   
© Центр развития интернет коммуникаций