О школе молодого гражданина в период застоя

 
Подробности

Узнала, что в Салехарде организована Школа молодого журналиста. Уже несколько коллег спрашивали, что я по этому поводу думаю. Сначала восприняла новость скептически: кто, где, как, с кем, зачем, во имя чего? Но потом подумала, какая же я жаба, меня ведь тоже в детстве учили азам будущей профессии.

DSCF4833


Не думаю, что кому-то особо интересны воспоминания пожилой журналистки, бывшего нелегкого подростка. Тем более, дело было не на Ямале, а в Ленинграде. Просто сейчас повадились сравнивать новейший период истории страны с временем застоя, и я опишу его глазами восьмиклассницы. А вы уж потом дальше сравнивайте, кто дочитает.


В литературный клуб «Дерзание» во Дворце пионеров меня направила школьная учительница литературы, ей нравились мои сочинения. Школа, как и мой дом, располагалась в промышленном районе, десять минут на метро до Невского проспекта. Запомнились запахи. Они в этом околотке зависели от направления ветра. Несло то резиной с «Красного треугольника», то дрожжами от пивзавода имени Степана Разина, то жжеными костями оттуда, где варили клей. Мой папа работал неподалеку от дома в горячем цеху Кировского завода.
Детский литературный клуб располагался на Невском проспекте в бывшем Аничковом Дворце, чуть не доходя от метро до непокорных коней на Аничковом мосту через Фонтанку. В Дубовую гостиную на втором этаже я поднялась по широченной мраморной лестнице, минуя кружки юных космонавтов и юных археологов. В углу зала, обитого древним деревом, с потолком до небес, стоял бронзовый бюстик Пушкина, а за ним к стеклу прилипали золотистые осенние листья. Меня встретил пожилой по школьным меркам, то есть, лет тридцати семи, мужчина в невиданном по тем временам кожаном пиджаке.


Как выяснилось значительно позднее, этот пиджак был частью гонорара за пьесу руководителя клуба, советского драматурга, поставленную во Франции. Тогда нельзя было брать деньги за труд валютой, но на передачу вещей из-за границы закрывали глаза. Наш мэтр Рудольф Михайлович Кац сочинял детские пьесы, которые в родной стране имел смелость ставить только Театр юного зрителя в городе Горьком. Руководству театра за это почему-то ничего не было.


Мы эти пьесы читали просто так, еще в рукописях. Вы представляете современных подростков, зачитывающихся пьесами в машинописном варианте? Просто он писал правду. Его герои, наши ровесники, постоянно попадали в сложные и весьма узнаваемые жизненные ситуации, когда нужно было сделать выбор: струсить, предать или, может быть, погибнуть, но сохранить достоинство и принципы. Герои были разными, и в пьесах не случался happy end. Нас он посреди занятия иногда озадачивал самыми неожиданными вопросами. Например: «Многим ли из ваших знакомых свойственно благородство?». Когда мы начинали загибать пальцы на обеих руках, не верил и требовал объяснить, что мы вкладываем в это понятие.


На самом деле это был кружок прозы. Параллельно действовал кружок поэзии, а спустя несколько лет открыли и секцию журналистики. Прозаики учились сначала самому простому: этюдам, зарисовкам. Выражать свои мысли, учитывать говорящие детали. Когда подступили к написанию рассказов, главным стал вопрос: «Что ты своим произведением хотел сказать человечеству?». До этого нам в голову не приходило, что это обязательно.
Когда я узнала об открытии Школы молодого журналиста, в первую очередь подумала о том, кто ее будет вести. Ведь это очень трудно – удерживать внимание беспокойной аудитории в течение двух часов неделями, месяцами и годами, даже когда есть что сказать. Здесь все-таки маловато энтузиазма и даже опыта. У меня бы точно не получилось. Рудольфу Михайловичу помогало то, что он был человеком театра с огромной практикой на этом поприще. Он изъяснялся не только словами, но и модуляциями голоса, пластикой движений. У него было фантастическое чувство юмора, и он очень хорошо смеялся. И иногда пел на занятиях. Это чтоб вы не подумали, что все было мрачно.


Лирическое отступление. То, что впервые запомнилось о Крайнем Севере в седьмом классе, от него – песенка к одной из пьес. За абсолютную точность слов не ручаюсь, слышала в исполнении мэтра сорок лет назад:
Где льдины плавают легко, словно в бульоне гренки,
Там далеко, там далеко живут себе эвенки.
Когда придет ненастный день, настанет жизни веха,
Эвенк садится на олень и к девушке помчится.
А там вода, ни сесть, ни лечь, в ненастной тундре мокро.
А девушка одна на весь национальный округ.
Эвенк летел, как паровоз, как сумасшедший мчался.
А в это время эскимос с красавицей венчался.
Эвенк, эвенк, не вешай нос и не белей, как стенка.
Всегда найдется эскимос на бедного эвенка.

С тех пор, как только речь опять заходит об объединении Тюменской матрешки, я все время вспоминаю эту очаровательную глупость. Как иногда немного надо слов, чтобы навеки запасть в сердце неискушенного подростка.
Так вот, более того, мэтр умудрился сколотить театрик из нас, гадких лебедят. Мы читали дерзайские стихи и прозу, разыгрывали сценки. Мне в его сценарии досталась гвоздевая роль: «Я люблю Вселенную, а на ней Землю, а на Земле – родину...». Правда, это было единственным патриотическим моментом среди лирических и юмористических. С этой программой мы разъезжали, в основном, по интернатам для трудновоспитуемых, колониям для малолетних преступников и промышленным предприятиям. Под аплодисменты объездили всю область, путешествовали из Петербурга в Москву, прямо след в след за Александром Радищевым.


Несмотря на то, что пьесы Рудольфа Каца почти не ставили на родине (но кожаные пиджаки он иногда менял), его слово, я убедилась, имело вес в профессиональной среде. Во всяком случае, первый же мой рассказ, написанный в 14 лет, он отнес в редакцию авторитетного по тем временам журнала «Аврора», и его моментально напечатали. Хотя многие маститые авторы ждали такой публикации годами. Что касается начинающих журналистов нашего времени, с публикациями, хоть и не такими тиражами, на Ямале проблем не будет. Кадровый голод таков, что все более-менее стоящее, с подачи руководителя Школы, оторвут с руками.
Но еще немного о времени том. Нам, прекраснодушным детям, в основном, интеллигентных родителей, было по 12-13-14 лет. Когда заканчивались занятия в клубе, мы вставали в круг, обнимая друг друга за плечи, и начинали петь «Люди идут по свету, людям немного надо» или даже «Пока Земля еще вертится...». Правда, мэтр сразу морщился, как от зубной боли, и сразу выходил покурить. А мы сначала не могли понять, куда исчезают наши однокашники. То есть, на той неделе еще обнимались и пели, а на этой талантливого дружка или подружки уже нет, и никто не знает, куда делись. К телефону в квартире никто не подходит, дверь не открывают. Мы недоумевали до тех пор, пока дерзайка Оля не получила письмо от дерзайца Саши из Новой Зеландии. Он писал о том, что будет любить ее и помнить всю жизнь, но они больше никогда не увидятся, потому что он еврей. Это был 1977 год.


Еще один шок тех времен. Зимой, вечером, в метро на входе на станцию «Невский проспект» я ждала подружку и вдруг на другом конце холла увидела сцену, резко выбивающуюся из привычного ряда. На руках у человека без верхней одежды, в белой рубашке, повисли сотрудники метрополитена в черном и милиции – в сером. Он пытался освободиться и рвался к турникетам. Когда над его лицом занесли кулак, я узнала Рудольфа Михайловича. Его в считанные минуты скрутили и уволокли куда-то вбок, а у меня как ноги приросли к полу. Я не понимала, что происходит. Эта сцена мне снится до сих пор. До сих пор утешаю себя тем, что мэтр был просто сильно пьян, а у меня только спустя лет десять появился опыт решительных действий в подобных случаях. Но почему все-таки я тогда не успела кинуться и заорать: «Не троньте, это мой учитель!»? Кстати, потом занятия продолжились, как ни в чем не бывало. Синяк под глазом педагога сошел через неделю.


Рудольф Михайлович умер, когда я уже жила на Севере. Его могила рядом с могилой Виктора Цоя, и из тех скорбных мест до сих пор то и дело доносится: «Перемен! Мы ждем перемен!». Мои самые давние многочисленные питерские друзья – из клуба с дурацким названием «Дерзание», причем, нескольких поколений. С некоторыми мы познакомились гораздо позднее, уже взрослыми, узнав друг друга по каким-то неуловимым признакам и обнаружив кучу общих знакомых. Несколько раз сбрасывались для издания сборников воспоминаний и пьес Рудольфа Каца. Далеко не все продолжили словотворчество, но былые уроки точно были не напрасными.

Ольга Ефремова

 

Комментарии  

 
+1 # Вероника
Спасибо, Ольга! За то, что твои жизненные идеалы неизменны, а слова искрят по-прежнему - и прожигают душу насквозь...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+6 # Друг Н.Г. Самойлова
Давайте все тут категорически потребуем, чтобы О. Ефремова снова писала прозу в любой угодной ей форме.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+4 # Друг Н.Г. Самойлова
В школу журналистики на Ямале я не верю. У тотально зависимых от местной власти СМИ в принципе не может быть свободы слова - главного условия этой профессии. Школа - просто очередной пиар-трюк идеологического ведомства, призванный имитировать его (ведомства) общественную полезность.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Вампир
Что-то мне подсказывает, что друг Н.Г.Самойлова и сам зависит от местной власти )) А школа журналиста должна учитывать трансформацию медиа и, как следствие, профессиональны х принципов. И я не про то, что правду не надо искать и говорить. Надо, но как-то уже по-другому...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Друг Н.Г. Самойлова
Товарищ Вампир! Вот это, которое вам что-то подсказывает, вы больше не слушайте: врет, и, подозреваю, уже не первый раз.
Не могу не отдать должного вашей деликатности, но в условиях "трансформации профессиональны х принципов" школа журналистов сможет обучать только одному - умению грамотно сосать за еду.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-1 # Вампир
Ну так хотя бы грамотно, и на том спасибо ))) А кто сейчас, фигурально выражаясь, не сосет за еду? Частные предприниматели разве что...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Имя обязательное
Цитирую Вампир:
А кто сейчас, фигурально выражаясь, не сосет за еду?

На башорг! Получил эстетическое удовольствие от этого комментария)))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Имя обязательное
Модераторы, у вас зачеркнутый текст (проверочка) поломался? Поправил бы кто-нибудь.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+3 # Ольга
Вы считаете, что у какого-то российского СМИ есть пресловутая свобода слова? Назовите хоть одно независимое СМИ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # ПОчитатель Ефремовой
Как всегда, браво!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+3 # Ровесник
Вампир, вот в том-то и дело, что сейчас никто не знает как по-другому. Судя по тексту, автора хорошо учили писать между строк. Как она пишет, несмотря ни на что учили достоинству, благородству, полезности обществу. Во что эти вечные нравственные категории могут трансформироват ься? Чему учат взамен? И кто сегодня может научить хоть чему-нибудь, даже за деньги? Особенно на Ямале, а не в столицах. Убогому пиару? Бодрячеству вместо дерзания? Я не знаю, вы не знаете, автор не знает. Похоже, предыдущий застой действительно был не таким убийственным, как нынешний.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # затмение
Браво, Ольга! отличный текст, и огромный камень между строк для тех, кто проводит мастер-классы в школе юного журналиста. Чем же они так вам насолили, за что вы их так?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Прохожий
Обратите внимание, товарищи: несмотря на банкротство, власть вкладывает все больше денег в масс-медиа. Действительно -
на кой хрен в России что-то менять, если ее можно просто зомбировать? Всего полгода грязной пропаганды - и мирный электорат без проблем превращается в стадо агрессивных баранов.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # шел мимо
школа бесплатная, есличо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

vic3

   

Хочешь стать автором?  

avtoram
   

Календарь публикаций  

<< < Январь 2015 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
   
   
Форум г. Салехард и Ямало-Ненецкого автономного округа - Drahelas.ru
   

Самое обсуждаемое  

   

Последние комментарии  

   

Облако тегов  

   
   
© Центр развития интернет коммуникаций