Логическая дилемма

 
Подробности

В образовании, как и в медицине, разбираются все. Это известный факт. Критикуют нынешнее состояние системы отечественного образования тоже все, независимо от того, к какому лагерю критик себя относит – к реформаторскому или консервативному. Критика справедлива, но зачастую поверхностна. Все знают, как должно и почему всё не так, как нужно. Кто во всём виноват – здесь мнения расходятся. Чиновники считают, что дело в педагогах, которые ну никак не желают воспринимать новые веяния и работать по-новому. Педагоги, напротив, считают источником всех бед чиновников, разрушающих своими непродуманными решениями проверенные десятилетиями педагогические практики. Родители не знают, кто виноват, но знают, что делать – искать репетиторов и готовить ребёнка к ЕГЭ.

19022014 stydentka

Дети знают больше всех остальных. Они давно поняли, что образование как процесс получения новых знаний, умений, приобретения навыков – это вчерашний день. Образование отныне – это процедура. Набор и последовательность обязательных действий, этапов, гарантирующих промежуточные (оценки, зачёты, экзамены) и конечные (аттестат, свидетельство ЕГЭ, диплом) результаты. Мир переполнен информацией, любой желающий может извлечь её из каких угодно источников. Знания повсюду, для них больше не нужны храмы, всё проще – открой гугл и задай вопрос. Ценность знаний измеряется их ликвидностью, ожидание практической пользы отменяет ценность знания самого по себе. То, что раньше было «храмом знаний», превращено в музей. Те, кто были его жрецами, переквалифицировались в смотрителей. Бывшая паства с любопытством разглядывает экспонаты, если они интересны, проходит мимо, если скучны. Смотрители важны, если они развлекают. Если серьёзны – удивляют и вызывают улыбку. Конечная цель – всё, движение к ней - ничто. Обременительная и зачастую необязательная формальность.
Диалог со студенткой, пропустившей половину занятий и при этом желающей во что бы то ни стало сдать зачёт досрочно по причине позднего срока беременности.
- Ростислав Евгеньевич, я договорилась уже со всеми преподавателями, один вы у меня остались, - деловито сообщает девушка загадочную для меня информацию.
Останавливаюсь, подозрительно и задумчиво напрягаю память, в голове проносятся странные мысли - как такое могло случиться, никогда у неё не оставался, точно, первый раз вижу в жизни, хотя нет, лицо вроде знакомо, ах, да, видел на первой лекции... Стряхиваю секундное замешательство, возвращаюсь, смотрю на нее вопросительно.
- ???????
- Тут такое дело, Р. Е., меня в больницу кладут в понедельник на сохранение, из неё я уже больше не выйду, как бы мне сдать зачёт по логике заранее?, - озабоченно и деловито поясняет смысл своего обращения девушка.
Меня охватывает недоумение, граничащее с лёгкой паникой. Причинно-следственные связи между зачётом по логике, её беременностью и мрачным в своей безысходности прогнозом выстраиваются в голове сами собой.
-Ээээ, мммм, - говорю я в ответ.

Студентка вздыхает с некоторым раздражением в интонации
- Нет, ну я понимаю, конечно, что нужно решить все те задачи и упражнения, которые вы давали, а что ещё сделать нужно, я же пропускала много? - голос при этом у девушки становится какой-то вкрадчивый и зловещий одновременно.
Я беру себя в руки. Долго и подробно перечисляю условия допуска к досрочной сдаче зачёта, сообщаю перечень и содержание задач и упражнений, которые девушке необходимо выполнить, чтобы получить зачёт. И добавляю:
- И вот ещё что. Обязательно подготовьте сообщение по теме «Виды умозаключений», которую вы пропустили.
Выражение лица у студентки меняется. В разговоре повисает неловкая пауза.
- Каких?- неожиданно удивляется студентка
- Что значит «каких?», - удивляюсь я
- Каких умозаключений? - повторно удивляется и недоумевает студентка
(нет, я конечно, осознаю всю низость своего поведения, но ничего с собой не могу поделать).
- Индуктивных, дедуктивных, умозаключений по аналогии, с примерами, правильными и ошибочными, с анализом и схемами, вот каких!,- говорю я строго.
Студентка долго смотрит на меня с недоверием, на лице застывает полупрезрительная и недоумевающая улыбка, а потом... А потом она говорит обиженным голосом:
- Вы шутите, что ли?
И уходит, не попрощавшись.
Я облегчённо вздыхаю.
Проходя мимо аудитории, слышу, как собеседница эмоционально делится впечатлениями от беседы с подружками: «Зверь какой-то. Ничего святого нет у человека, одна логика на уме».
И вот думаю теперь. Преподаватель теперь зверь доисторический, или право на требование знаний у подопечных имеет? А с другой стороны, какое он право имеет эти знания требовать, если больше гугла с википедией всё равно не знает?
Но даже если и так, за гугл с википедией тогда особенно тревожно становится.
Ведь чтобы узнать, нужно спросить, а чтобы спросить, нужно знать, о чём спрашивать.
Если просто ввести в поисковик слово «Каких?», ничего ведь нового не узнаешь. Или нет?

Ростислав Соловьев

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

vic3

   

Хочешь стать автором?  

avtoram
   

Календарь публикаций  

<< < Ноябрь 2015 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
   
   
Форум г. Салехард и Ямало-Ненецкого автономного округа - Drahelas.ru
   

Самое обсуждаемое  

   

Последние комментарии  

   

Облако тегов  

   
   
© Центр развития интернет коммуникаций