«Словно по сердцу плывет пароход». Часть 1.

 

«...Летним развлечением является приход в Обдорск парохода. Еще до его прихода к пристани на каланче вывешивается флаг, сообщающий обдорянам, что пароход появился на горизонте и приближается. И вот тогда народ спешит на пристань встречать пароход...» И.Шухов. Дневники. 1911 г.

Пароход в Обдорске

 

Есть ли что более значимое для Салехарда-Обдорска, чем гудок первого весеннего парохода, пришедшего с низовий? В его трюмах свежие газеты и продукты, акцизная и контрабандная водка и спирт, любопытные пассажиры из кают первого класса, работники, нанявшиеся на летний рыбный промысел, чиновники, едущие в столь отдаленный край по служебной надобности. С приходом первого парохода в Обдорске просыпается жизнь, замирающая сразу же после окончания ярмарки. Короткое северное лето для обдорянина заканчивалось так же, пароходным гудком. Так было из года в год начиная с 60-х годов 19 века. Первое пароходное судно в низовья Оби пришло в 1860 г., называлось оно «Союз» и принадлежало компании тюменских промышленников «Опыт». Хотя, еще в 1858 году, уральским золотопромышленником И. Рязановым была организована Обдорско-Обская компания, чей пароход «Иоанн» в 1859 г. совершил грузовой рейс в Березов. Ну а там начался «пароходный бум». За десять последующих лет возникает сразу четыре компании для перевозки грузов и пассажиров по Тобольскому Севере. В 1860 г. пароходов, совершавших рейсы по р. Обь было 12, в 1863 г. – 16, а 1870 г. – 23. В навигацию 1892 года, паровыми судами по Обь-Иртышу было перевезено 256 000 тонн различных грузов, из которых 64 000 составлял хлеб.

«Смутно помню первые времена пароходства по Иртышу: это была большая невидаль. С отдаленных концов съезжались в Самарово посмотреть на ход парохода и его остановку здесь, дивились и разводили руками. В Самарово устроена В.Т. Земцовым пароходная пристань, на которой этот купец заготовляет ежегодно целые партии дров. Пароходы пассажирские, на баржах которых возят арестантов, по пути следования из Тюмени и Тобольска стоят в Самарово полтора часа...» Х.М. Лопарев. «Самарово. Село Тобольской губернии...» 1896 г.

Гражданский паровой флот в дореволюционной России делился по производственному назначению на служебные суда, которые принадлежали и использовались Министерству путей сообщения, буксирные, буксирно-пассажирские и товарно-пассажирские. Служебные суда обследовали фарватеры рек, береговую линию, ставили бакены и створы, использовались в ачестве посыльных. Буксирные пароходы тянули две-три баржи с лесными и строительными материалами, дровами, зерном. Кают для пассажиров на них не было. В 80-90-е гг. 19 в. на Иртыше и Оби были наиболее распространены буксирно-пассажирские суда комбинированной конструкции, предназначенные для перевозки, как людей, так и грузов. Пассажиров перевозили в трюме и в каютах, расположенных в надстройке носовой части палубы Движение буксирно-пассажирские суда могли осуществлять только с одной груженой баржей.

Специальные коммерческо-пассажирские перевозки на Оби и Иртыше начались с 1893 г., когда барнаульская купчиха Е.И. Мельникова, в 1892 г. на верфях Пирсона-Гуллета в Тюмени заказывает небольшой 200-сильный пароход «Кормилец», по всей длине палубы имел жилую надстройку, в носовой части которой был оборудован салон и каюты 1-го класса, а в кормовой – каюты 2-го класса и общий зал для пассажиров 3-го класса. Исключительные прибыли, полученные от использования пассажирских судов, привели натурально к буму развития этой отрасли. Строились новые пассажирские суда, перестраивались старые, грузо-пассажирские. Наибольшую распространенность получили двухэтажные пассажирские пароходы, т.н. «американской конструкции» - с каютами 1-го и 2-го классов на втором и 3-го класса на первом. В носовой части парохода имелся роскошный салон и столовая 1-го класса, а в кормовой – столовая 2-го класса.

Начало пассажирских перевозок в низовья Оби связано торговым домом «Михаил Плотников и сыновья», основанным в 1864 г. тобольским купцом М. Д. Плотниковым, который использовал для перевозок пассажиров два больших парохода-американца – «Андрей Первозванный» и «Виктория».

В качестве топлива на паровых судах на Оби в основном использовались дрова, в низовьях нанятые пароходчиками местные жители в пойме и в прибрежных лесах вырубали мелкий лес лиственных пород (т.н. «тал») или собирали валежник. Интересно, что для обдорской пристани дрова для пароходов привозили с другой стороны реки, где сейчас расположены Лабытнанги.

Пароход в 120 лошадиных сил сжигал за рейс 30 кубических саженей (примерно 9,72 куб. м) дров. На пристанях по берегам рек, специально устраивались поленницы дров. На палубу дрова доставляли на носилках. Иногда команде приходилось пополнять их запасы «с корня». Помимо дров, на паровых судах начинают использоваться уголь, мазут, нефть. При изготовлении корпусов большинства пароходов в качестве основных материалов использовались железо и сталь, весьма редко дерево. Судно с железным корпусом использовалось до 40-50 лет, а деревянное не более 15 лет.

Навигация для Обдорска заканчивалась в октябре, к этому времени съезжались промышленники со своих рыболовных заведений и песков, разбросанных до Обской губы. Из Тобольска до Обдорска, по течению, пароходы прибывали за 3-4 дня, далее следуя в низовья, в Надымскую Обь, собирая баржи крупных рыбопромышлеников, либо же, если на борту находились приказчики или сами тобольские купцы, скупая «стоповую» (соленую) рыбу. «Мерный» муксун в 9 вершков сдавался по 12 – 13 коп. за штуку, недомуксунок – по 7 – 8 коп. Чем ниже по Оби, тем дешевле была стоимость рыбы. Обратный путь, пароходы тянущие тяжелые груженые баржи шли уже не менее трех недель. В 90-х годах 19 века, за сезон из Обдорска вывозилось около 200 000 пудов рыбы на сумму 300 000 рублей.

Sibir79

Комментарии  

 
+1 # Сашка Север
Очень интересный и познавательно Автору Спасибо!!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

vic3

   

Хочешь стать автором?  

avtoram
   

Календарь публикаций  

<< < Май 2014 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
   
   
Форум г. Салехард и Ямало-Ненецкого автономного округа - Drahelas.ru
   

Самое обсуждаемое  

   

Последние комментарии  

   

Облако тегов  

   
   
© Центр развития интернет коммуникаций