Метеориты и учителя: надо ли вернуть астрономию в школы?

 

Просто так даже метеориты не падают. Только мало кто теперь об этом знает. На самом деле метеориты падают не из-за гнева богов и не по календарю Майя, а по определенным траекториям, с определенной скоростью и в связи с рядом причин, постичь которые современному молодому человеку практически нереально. По одной простой причине – астрономию в школе ему не преподают уж с 2004 года. Именно тогда увлекательнейший предмет исчез из обязательной школьной программы.

 

astronomiya

Учителя называют такие уроки «мировоззренческими», и они правы. Но чиновники от образования оптимизируют процесс получения знаний на потребу рыночно-коммерческой реальности, добавляя туда экономику, прикладную юриспруденцию и чуть ли не ведение семейного бюджета. А еще – основы религиозных культур и светской этики. Смотреть в небо продолжают лишь законченные романтики.

Но вот на днях астрономический вопрос начали обсуждать снова. Челябинский метеорит, напугавший население, попутно показал и его дремучесть в вопросах космоса. Минобрнауки пока молчит, но в некоторых образовательных ведомствах слышали звон – мол, хотят вернуть астрономию. Из жизни салехардской учительницы Елены Майоровой она никуда и не уходила. Потому что знать, какое место занимает человек во Вселенной, по ее мнению, куда важнее, чем уметь со скоростью робота отвечать на вопросы тестов и ЕГЭ.

Елена Борисовна, что происходило с предметом «Астрономия» в последние годы?

Ничего не происходило. С 2004 года астрономия вышла из обязательной программы для школьников. Кто считал нужным оставить этот мировоззренческий курс, тот его оставил. У нас в школе она как велась, так и ведется.

И никто не отказался от астрономии?

Отказались. Многие. Говорят, что из-за так называемой профилизации в старших классах. Там же школьников ориентируют на получение профессии, добавляют в учебный процесс такие дисциплины как «Общество», «Экономика», «Право». Они подавили все мировоззренческие курсы. Позиция у некоторых учеников такая – это нам не пригодится, значит, нечего тратить время. Они нацелены на поступление в вузы, мелочи их не волнуют. Учебники по астрономии есть, программа есть. Все осталось с давних пор, и это логично: вся суть астрономии настолько постоянна, что можно столетиями ничего не переписывать. Небесные тела за жизнь нескольких поколений людей никуда не денутся, и ничего в их движении существенным образом не изменится. Но сейчас учителя не берут эти курсы. Зачем? Предмет не обязательный, а в учебный план его трудно внести технически. Все время занимают другие уроки. А астрономия считается ненужной, какой-то забавой что ли.

А у вас, в четвертой школе Салехарда, она осталась как факультатив?

Нет, это не совсем факультатив. Это обычный предмет, на него, если он есть в программе, надо ходить. Но ситуация такова, что часов на астрономию дается мало. Есть такое положение, в котором написано, что если учебный предмет изучается в течение одного часа один год, то в аттестат его не записывают. Преподают в школе астрономию или нет – в аттестате ее все равно не будет.

А от кого зависит, вносить астрономию в учебный план или не вносить?

Это зависит от политики администрации школы.

Политика вашей школы – сохранить?

Да. Насколько я знаю, ни в одной другой школе больше не оставили ее.

А по каким учебникам вы занимаетесь?

Учебник 2008 года, автор - Левитан. Этот учебник переиздается. Но несмотря ни на какие учебники, астрономия всегда была и остается очень интересным предметом. Дети с большим интересом ходят на уроки. К сожалению, политика такова, что думать о космосе, о Вселенной, о том, бесконечен ли мир, сейчас просто вредно и бессмысленно. Не надо ни о чем думать, надо быстренько готовится к тестам.

С исчезновением астрономии из обязательного школьного курса образование много потеряло?

Начнем с того, что ее не совсем убрали. Где-то включили в программу одиннадцатого класса - от десяти до четырнадцати уроков в самом конце учебного года. Раньше был полноценный предмет, который преподавали в течение года. А сейчас учителю остается перед выпуском оперативно, за несколько часов рассказать, как устроен мир. И тот, кто ведет астрономию, ограничивается, как правило, тем, что немного изменяет программу по физике. Дает какую-то информацию для галочки и все. А меж тем, знаете, известный космонавт Гречко говорил: если не смотреть в небо, то спина станет толстой, как у свиней. Свиньи не могут смотреть в небо. У них такая конституция. Но у нас-то другая.

Правильно ли я понимаю, что в часы, отведенные для астрономии, теперь занимаются физикой?

Не все. Большинство просто занимается чем-то другим. Той же экономикой.

А почему только с одиннадцатого класса начинается преподавание?

Раньше было иначе. Проводилось что-то вроде эксперимента. Выпускался учебник, он назывался «Физика и астрономия» для седьмого класса. Но потом там что-то не сошлось по стандартам. Грубо говоря, получилось так, что дети, которых учили по этим книгам, не могли сдавать экзамены по стандартным билетам. И на том все закончилось. Вообще по логике этому курсу надо отдавать больше времени. Знаете, вводят мировоззренческий курс «Основы религиозных культур и светской этики», на него находится время. Точно также надо вводить курс «Планета Земля, или кто мы в этом мире». Ведь дети сейчас не знают, как устроена вселенная, что вокруг чего вращается. Тем временем, повторюсь, в астрономии не поменялось ничего. Пусть меняется весь земной мир, в космосе – по крайней мере, в течение нашей жизни – все останется незыблемым.

Если все-таки будет принято решение внести астрономию в обязательный курс, вы будете за или против?

Скажу так: если не ввести астрономию в школьную программу, человек останется навеки ограниченным. Каждый ждет то конца света, то еще чего-то потустороннего... Путин говорит, что конец света наступит через пять миллиардов лет, когда наше солнце превратится в красного гиганта, потом в белого карлика. Так даже ему не верят. В заморозку тарифов ЖКХ и пенсионную реформу верят, а в это – нет. Наши дети, которые уже становятся взрослыми, будут совершенно безграмотны в области мироустройства. Страшнее не бывает.

Об астрономии заговорили с новой силой после падения метеорита в окрестностях Челябинска. Это вообще нормально, что образовательную программу могут перекроить после падения метеорита?

Вообще-то это даже не метеорит. Метеорит – это небесное тело, которое упало на поверхность планеты. Этот объект не упал, он сгорел в атмосфере. Скорее всего, его можно назвать болидом. От него остались только осколки. Наша Земля очень хорошо себя защищает. Но детям полезно было бы знать, что может произойти в небе и чем это может грозить человечеству. В том числе, и для того, чтобы каждый раз не пугаться, что вот-вот наступит конец света. Концом света нас уже замучили пугать. И его надо ожидать не с неба. Земля – это живой организм, подчиненный физическим законам. Надо думать о том, как сохранить землю такой, какая она есть. чтобы она, в свою очередь, сохранила нас.

Можно ли сказать, что для астрономии как школьного предмета челябинский метеорит - счастливый случай?

Пока нельзя так сказать. Неизвестно, что теперь придумают. Можно вообще все испортить. Чиновники начнут заниматься какими-нибудь мониторингами, начнут составлять тесты по астрономии, где нужно опять же ставить галочки в квадратиках. И предмет превратится не в мировоззренческий, а просто в расчетный. Астрономия – предмет размышления, созерцания, анализа. Могу сказать, что теперь многие учителя физики астрономию не любят вести. Именно потому, что надо говорить о себе в этом мире, выходя на личности и на размышления, в том числе, о боге.

А ученики не могут понять, так все-таки есть бог или есть физические законы... Может и правда, людям не надо, как говорится, взрывать мозг?

Самое интересное, что люди тянутся к звездам. Когда открыли планетарий в Москве – это было где-то полтора года назад – туда совершенно невозможно было попасть. Были немыслимые очереди, и до сих пор запись на два месяца вперед. Люди хотят знать о космосе больше. Мы сейчас не видим неба, и это нас сильно ограничивает.

Почему не видим?

Как ни странно, да. Современные дети почти не видят неба, потому что города сильно подсвечены. Света стало слишком много.

Комментарии  

 
0 # поов798
а у меня была пятерка по астрономии... так, к слову:000
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Vova
Ну вот как это так? И правда, вводят какие-то религии в программу а на основы времени нет... уроды, вырастут болваны которым непонятно где звезды а где метеориты...ужа с, я расстроен
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Сергей
мракобесие в России наступает с огромной скоростью. астрономию, также как и теорию эволюции, очень не любят клирикалы...
прочитал учебник астрономии еще в 3 классе. просто супер дисциплина. у нас в школе даже телескоп был. ходили по вечерам плеяды и туманности рассматривали)) ) была совсем другая жизнь...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

vic3

   

Хочешь стать автором?  

avtoram
   

Календарь публикаций  

<< < Февраль 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 28      
   
   
Форум г. Салехард и Ямало-Ненецкого автономного округа - Drahelas.ru
   

Самое обсуждаемое  

   

Последние комментарии  

   

Облако тегов  

   
   
© Центр развития интернет коммуникаций