День театра. О каморке для «Каморки», голом энтузиазме, самородках и затерянных ста тысячах

 

Сегодня – всемирный день театра. К Ямалу этот праздник имеет отношение такое же, как день налогового инспектора к сборщику податей, родившемуся в начале нашей эры. Но все-таки имеет, хотя театральное искусство в округе – это ежедневное преодоление. Настоящих театров – с колоннами, народными артистами, афишами и корзинами цветов - у нас нет. Театральные дивы в большинстве своем как-то не живут за полярным кругом. Но одна есть. Это Ирина Фатеева – руководитель театральной студии «Каморка» при окружном центре национальных культур в Салехарде. Это она десять лет надрывает голос и нервную систему, реализуя свой творческий замысел. Преданная театру до мозга костей, сейчас Ирина вынуждена с горестью рассуждать о доле лицедеев на холодных снегах Ямала. Праздник почти со слезами на глазах – в интервью для «Yamal-blogs».

kamorka1

Ирина, расскажите, правда ли, что ваша театральная студия «Каморка» в конце прошлого года получила губернаторский грант в сто тысяч рублей? Что вы с ним сделали?

Раз в год у нас округе присуждается губернаторская премия в области любительского театрального искусства. Подать заявку участники могут один раз в три года. На этот раз на денежную премию претендовало пять коллективов. Жюри присудило нам, но не единодушно: кто- то был за, кто-то против. Я не знаю, кто как голосовал, да и не в этом дело. О том, что мы победители, нам сообщили в конце декабря, а уже в январе в окружной центр национальных культур должны были прийти какие-то официальные документы. Но до сих пор мы этих денег не видели. Я до сих пор не могу найти концов и узнать, где эти деньги. Хотя нам сказали организовать протокольное заседание театрального коллектива и решить, как потратить эти деньги. Одну часть решено было потратить на грим, а остальное раздать, как премию, тем людям, которые все десять лет занимаются в студии. У нас таких шесть человек. Мы провели заседание, протокол составили, но тишина уже третий месяц. Вот и всё. Десять лет прошло с момента первого спектакля, и ничего не изменилось. Все держится на голом энтузиазме, потому и хочется раздать эти деньги ребятам в благодарность за их работу. Это люди взрослые, они любят театр, им нравится работать на сцене, и я очень благодарна им за то, что они есть. Это самородки!

Получается, десять лет вам на разные лады намекают, что Ямалу театр не нужен. Однако недавно появилась информация – профессиональному театру быть в нашем округе. Вы как считаете, будет или нет?

Нет, не будет. В нашем профильном департаменте считают, что он здесь не нужен. В конце января меня и Стаса Чернавских – это первый заместитель директора департамента культуры Ямала - приглашали на прямой эфир нашего окружного телеканала обсудить программу развития любительских и профессиональных коллективов на Ямале. Как раз накануне была утверждена концепция развития любительских и профессиональных театров в России. И тогда Стас Александрович говорил, что здесь профессиональный театр не то чтобы не нужен, он не будет востребован. Чернавских делает упор на театр антрепризы, который будет играть определенные постановки, на которые будут приглашать определенных актеров. Я с ним согласна. У нас есть спектакли, и актеры у нас тоже есть. Другое дело, что мы делаем один-два спектакля в полгода на голом энтузиазме, а если бы люди за это получали деньги, то спектаклей было бы больше. Постановки, я считаю, у нас серьезные и, говоря театральным языком, их можно крутить, обкатывать и зарабатывать. Но, видимо, пока нас не услышали. Все остались при своем мнении – наша студия любительская, у нас все замечательно, а про театр антрепризы еще подумаем.

kamorka2

Уже давно идет спор о том, что выступления местных артистов должны быть все-таки бесплатными для зрителей. Каково ваше мнение по этому поводу? По какому принципу ваша театральная студия иногда делает вход в зрительный зал платным, а иногда не берет за это деньги?

У нас спектакли частично платные, частично бесплатные. Смотря какой спектакль мы даем. Если это детская сказка, и она проходит не в рамках государственного задания, то это чисто символическая плата - сто пятьдесят рублей. Нам ведь нужны деньги на пошив костюмов, на рекламу. Бывают постановки бесплатные, они проходят по госзаказу. И в том, и в другом случае у нас аншлаги. А вообще коллективы окружного центра национальных культур все-таки должны зарабатывать хоть что-то.

Если у вас всегда аншлаги, то откуда мысли о том, что театры на Ямале не будут востребованы?

Я тоже многого не понимаю. За тринадцать лет работы в центре национальных культур я успела пережить четырех руководителей. Люди приходят и уходят. Получается, что каждый раз нашему коллективу приходится доказывать, что мы есть, и в наших силах делать серьезные театральные постановки. Получается, что мы крутимся в колесе – вновь, вновь и вновь возвращается на круги своя. У каждого руководителя свое мнение. Говорить, что мы чего-то не понимаем, можно. Но мы тоже можем сказать, что они чего-то не понимают.

Раньше в окружном центре национальных культур велась жесткая борьба за репетиционное время в концертном зале. Сейчас эта проблема существует?

Еще хуже стало, потому что у нас кинотеатр появился. Очень многие коллективы лишены сцены. А ведь сцена нужна всем, даже вокалистам. Детям ведь нужно понять, что такое сцена. Театру сцена нужна в первую очередь, а у нас, тем временем, вообще ничего нет. Если у каких-то коллективов есть хотя бы кабинеты, то у «Каморки» полтора на шесть метров – такая маленькая узкая комнатка. Конечно, когда я говорю, что нам нужна сцена – это не значит, что нам её тут же предоставят. У кинозала есть свой план показа фильмов. И если мне нужна сцена, я должна за две-три недели обозначить это в рабочем расписании.

Как вы думаете, почему в таких городах, как Новый Уренгой, Ноябрьск нет театральных студий, подобных вашей?

Люди, хорошие актеры есть везде. Театр сам по себе - очень сложный организм. Стас Чернавских сказал, у нас в округе шестьдесят пять любительских коллективов, включая школьные театральные студии и взрослые коллективы. Список весомый, поэтому говорить, что ничего нет, нельзя. Просто у каждого свой уровень. Кто-то блистает, кто ездит на фестиваль «Ямальская рампа». Мы, кстати, ни разу там не были. Недавно были на гастролях в Пуровском районе и возили «Семью вурдалака» - социальную драму. Люди были шокированы тем, что есть такая вот «Каморка». Студии, которые работают у нас округе, живут своей жизнью, они все знакомы. Это мы практически никуда не выезжаем, и про нас никто ничего не знает. В 2011 году на фестивале «Ямальская рампа» в Муравленко у жюри было предложение сделать этот фестиваль кочующим по Ямалу, но что-то опять затихло все, и в этом году будет все вновь в Муравленко. Мы в ноябре как раз туда едем.

Общаюсь с вами, и не отпускает вопрос - а вы можете бросить всё и забыть о театральном искусстве? После таких бытовых перипетий в творчестве, кажется, могут опуститься руки...

Мне кажется, у каждого возникают такие мысли – будь то повар, слесарь или режиссер, руки все равно опускаются. Опускаются они тогда, когда дискутируешь с чиновниками. Но мои ребята меня вновь и вновь воодушевляют. Видеть их, работать с ними - это как глоток свежего воздуха.

Комментарии  

 
+1 # Vova
ХА_ХА_ХА! А что мы хотим то? Покупаем за несметные тыщи всяких Авериных, а своих поддержать не можем. А Ирина молодец, я поражен тем что она сказала все это вслух. ОЦНК - еще та клоака, всегда так было. Артисты им не нужны, нужны награды и дипломчики сомнительных фестивалей чтобы было чем отчитаться
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Sene
Ирине остается только пожелать терпения и успехов, конечно.

Живу в Тарко-Сале, о гастролях впервые слышу, а сходил бы с удовольствием. Афиш не видел, объявлений в местных СМИ тоже.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Мынику
Что-то Стас Александрович Чернавских совсем зарапортовался в прямом эфире. Ведь только в январе этого года в интернете появилась информация о том, что на Ямале утверждена Концепция долгосрочного развития театрального дела на период до 2020 года, и реализация этой концепции реализация разработанной концепции позволит заложить основу для формирования в округе сети государственных и муниципальных театров.
http://www.newsprom.ru/news/135873878619575.shtml
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # Ольга
Ира молодец! На голом энтузиазме вытягивает столько лет свою "Каморку". Я люблю этот театр и была почти на всех спектаклях.
Моя полная поддержка и браво коллективу!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+5 # Ира
ТЕАТР с вешалки начнётся, сказал однажды режиссёр
И даже, если мир качнётся, он всё же с вешалки начнётся....
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # Актриса
До слез обидно!!! Сама играла в некоторых постановках Каморки, пока не уехала из города Всегда удивлялась , да и до сих пор удивляюсь терпению Иринки. Сумела не опустить руки . .Притягивала молодежь, которая когда то пиво в подъездах пила....Семейны е приходят,а мужья или жены в это время с детьми..... Горжусь что знакома с Каморкой, с Ириной, с ребятами.Очень интересно было с вами работать...Скуч аю....Держитесь , ребята и на вашей улице будет праздник.....ну не может быть такое , чтобы всё "ИМ"!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

vic3

   

Хочешь стать автором?  

avtoram
   

Календарь публикаций  

<< < Март 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 28 29 30 31
   
   
Форум г. Салехард и Ямало-Ненецкого автономного округа - Drahelas.ru
   

Самое обсуждаемое  

   

Последние комментарии  

   

Облако тегов  

   
   
© Центр развития интернет коммуникаций