Теперь ты вспотел…, а потом заболеешь и умрёшь

 

Многие годы, а вернее столетия, Север предстаёт перед миром, как неиссякаемый источник материальных богатств. И это так. Иван Грозный удвоил бюджет страны благодаря «мягкой рухляди», аляскинский Клондайк перевернул жизнь Америки. Моржи и киты, добыча рыбы в северных морях заложили основы благополучия Норвегии, других скандинавских стран. Нефть, газ, биоресурсы, золото, платина, алмазы - слепят глаза человечества до сей поры, а главное богатство Севера и Арктики остаётся для мира неведомым и невостребованным. Если уж быть до конца честным, то живя на Севере, многие обитатели наших городов умудряются тоже не замечать этого богатства.

Юрий Кукевич

Север всегда был местом силы. С незапамятных времён сюда стремились очень смелые люди, которых не пугали астрономические расстояния, небывалые преграды и суровые условия жизни. Что же так влекло этих людей? Желание совершить подвиг и сложить об этом сагу, обилие добычи или непонятные современному человеку причины?
Саги, например, рассказывают о могучих северных колдунах, которые превращали викингов в неуязвимых воинов или о вреде, наносимом их чародейством. Надо заметить, что последователи Одина не отличались религиозной толерантностью и беззастенчиво грабили святилища северян. Чуть позже новгородские ушкуйники и казачьи отряды прорывались за Каменный пояс (Урал) с теми же приземлёнными целями и часто встречали достойный отпор. Но многих из них что-то заставляло оставаться здесь навсегда. Чем же очаровал их этот новый мир? Скорее всего, свободой, которая давала возможность самим строить свою жизнь, справедливостью отношений в сообществе аборигенного населения.
В ясачной переписи 1601 года фигурирует, наряду с другими ненецкими родами (ватагами, как их тогда называли), и ватага Яши Вологжанина. Когда успел этот Яков из Вологды так укрепиться в Ямальской тундре – непонятно. Ведь ещё совсем недавно (1585 год) на юге нынешней Тюменской области завершился громобойный поход Ермака. Видимо, задолго до этого похода совершалось много точечных проникновений, и они были значительно успешней и бескровней, чем военные экспедиции государства.

Человек альтернативы

Магистральный путь развития нынешней цивилизации предполагает механический выход человека за пределы своих возможностей. Компьютер думает и знает, кран поднимает непосильные тяжести, самолёт переносит моё бренное тело из пункта А в пункт Б, опыт предшествующих поколений почти ничего не значит в моей жизни, потому что мне не надо добывать пищу, мне не надо знать природу, как моему прадеду. Мы избавились от ненужного багажа, были бы деньги и всё можно купить.
Ничего плохого в компьютерах, автомобилях, самолётах я не вижу – это уже давно необходимые атрибуты нашей жизни. Но есть другая жизнь, есть альтернатива этому технологическому буйству, и она на протяжении многих столетий доказывает свою жизнеспособность. Пусть простится мне доморощенная терминология, но большой техногенный мир идёт путём развития внешнего человека, а маленький аборигенный мир развивает человека внутреннего. Этот опыт мало заметен в блеске и лязге нашей жизни, но он весьма поучителен. Несмотря на использование некоторых технических достижений, человек альтернативы, в буквальном смысле, всё своё носит с собой: и опыт, и знания, и скудный (с точки зрения нас – крутых потребителей) багаж. Он отвечает за всё в своей жизни сам – никому ничего не передоверяя.
А современный человек передоверяет себя во всё большей степени миру неодушевлённому и, судя по всему, другого выхода для него уже просто нет. Перефразируя Пушкина и Блока, «без божества, без вдохновенья, без слёз, без муки, без любви», - таким мне видится итог этого пути.
Теперь о потреблении. Только ленивый не разражался тирадами против безумного потребительского бума, охватившего давно весь так называемый цивилизованный мир и, недавно, всю Россию. Но тирады тирадами, а потребляем-то мы всё больше и больше. Экологи бьют во все колокола, потому что упаковками от потребленных продуктов и товаров мы обгадили всю землю. В океанах уже плавают огромные острова из пластика и целлофана. Мыльная пена от стиральных порошков и другой бытовой химии плывёт по всем рекам. Скажу кощунство для любителей природы: для меня важнее не это, а поиск ответа на вопрос: зачем каждому из нас покупать столько вещей, которых не износить доброму десятку человек за целый век, зачем перемалывать в бесполезную труху невозобновляемые ресурсы?
Посмотрите, что делает человек альтернативы на фоне этого безумия. Этот подход можно назвать сверхразумным потреблением. У него есть только то, что необходимо для жизни, без чего не обойтись.
Довольно часто я бываю в тундре и тайге, надолго отрываюсь от цивилизации, и там, в числе прочего, я ощутил необыкновенный смысл вещи. Этот смысл мы давным-давно утратили в нашей расточительной действительности. Мы легко расстаёмся с вещами, легко их приобретаем и не особенно-то бережём. Но попробуйте в тайге оказаться без ножа или без котелка, и эти предметы приобретут такой сакральный смысл, о котором вы раньше даже и не подозревали.

Несуетный Север

Когда-то давно в одной из командировок мне пришлось не только лететь на самолёте, но и ехать по Байдарацкой тундре на оленьей упряжке. Меня заставили переодеться, ни один каюр не соглашался везти человека в русской одежде на такое далёкое расстояние, да ещё и зимой. По ненецким меркам я довольно крупный человек, и подбор экипировки занял много времени. Но усилиями целого посёлка меня приодели, и мы тронулись в путь. На половине дороги полоз нарты наехал на камень, раздался подозрительный хруст, и всё – приехали. Необходимо было срочно заменить этот злосчастный полоз, который приказал долго жить по моей стокилограммовой вине. Я бодро соскочил с нарты, ухватил поданный мне топор и буквально в десяти метрах от варги срубил небольшую лиственницу. Когда я энергично вернулся обратно с грубо обструганным стволом, мой каюр ещё только опустил кисы на дорогу. Такая неспешность меня просто поразила, она была выше пределов понимания. Взяв из моих рук топор, Иван Лаптандер, по-прежнему не торопясь, основательно занялся ремонтом. Я не утерпел и грубовато подначил его на тему тормознутых ребят. Вот почти буквальный ответ, который я запомнил на всю жизнь:
- Зачем ты так быстро побежал по глубокому снегу? Зачем так сильно рубил дерево? Теперь ты вспотел, сейчас, когда поедем, ты замёрзнешь, а потом заболеешь и умрёшь...
Конечно, я выжил, но нельзя было не признать сермяжную правоту каюра. Помимо того, что спешка приводит к опрометчивым действиям, на севере зимой – она ещё и прямая угроза жизни.
Несуетливость северян проявляется и в их особом отношении ко времени. Глава хантыйского рода Серасховых, умнейший старик, похожий на полного достоинства индейского вождя, эпически ответил на мой незатейливый вопрос:
- Я родился, когда была большая вода.
Вот и думай: то ли во времена какого-то наводнения, то ли всемирного потопа.
Время, вернее его вечная нехватка, делает нас всех егозливыми, расшибающими лоб по никчемным поводам, всегда опаздывающими, а у человека альтернативы на всё хватает времени, оно его союзник и друг. Иногда даже складывается впечатление, что эти люди живут не во времени, а в вечности.

Жизнь без вранья

Несколько лет назад попало в руки судебное уложение времён Петра 1. Наш царь-модернизатор и на этом поприще отличился. Поразил один раздел из этого документа, где строго предписывалось принимать на веру показания коренных жителей без всякого расследования. Почему? Да потому что они никогда не лгут. Думаю, что даже по тем временам (18-й век) ни один европейский народ не мог бы этим похвастаться или даже приблизиться к такому воспитательному идеалу. Мы любим всякие броские фразы типа «север – честная вещь», а отчего он честный? Думаю, в немалой степени из-за особенностей культуры коренных жителей. Даже до сих пор, уже в веке 21-м, тундровики отличаются от всех нас доверчивостью, непоказным гостеприимством и деятельной добротой. Причём людей они понимают(с их-то профессиональной наблюдательностью) гораздо лучше, чем мы, но не пользуются этим во зло.
У меня был один товарищ, который каждое лето брал отпуск и проводил его здесь, на Оби, у знакомых рыбаков-ханты. Просто один месяц в году жил их жизнью. И это было для него самое счастливое время. И он убеждал нас всех, что только там он находил покой и умиротворение, избавлялся от коросты лжи, наросшей на душе за целый год. И я ему верю.

Опыт Арктики

Пора открыть секрет самого главного богатства нашей земли – бесценного опыта проживающих здесь людей, опыта духовного и материального. С моей точки зрения мы не только « ленивы, и нелюбопытны» (А.Пушкин), но и чрезвычайно высокомерны. Нам даже в голову не приходит, что мы можем у кого-то учиться. Большой белый брат всё знает и всё умеет.
Нам, как мне кажется, надо по-другому увидеть жизнь человека альтернативы, причём не только здесь, на Севере, а всей нашей цивилизации оглянуться на этот опыт. Я уверен, что мы найдём ответы на самые злободневные и насущные вопросы. Речь не о том, чтобы все мы вели подобный образ жизни, для этого кишка у нас тонка – не сможем при всём желании, а вот в их социальном опыте и практике есть вещи, необходимые для нас всех. Не буду говорить про адаптацию на Севере, про особое питание или про экологичность сознания, хотя и это важно и современно, а коснусь других тем. Например, умение контролировать малыми силами большие территории, мне кажется, это применимо к не очень густо заселённой огромной по площади, России. Молчу про самодостаточность, бесконфликтность, умение разумно потреблять и т.д.
Я не собираюсь ничего и никого идеализировать, но хватит слушать только гул бубнов. С моей точки зрения, опыт человека альтернативы должен стать нашим общим опытом. И для этого надо привлечь многие направления науки, а не только этнографов и археологов. И, может быть, благодаря этому мы станем хоть чуть-чуть правильнее жить.


Блог Юрия Кукевича

 

Комментарии  

 
+3 # странная
золотые слова! особенно для сильных мира сего, которые только хапать умеют. да какая может быть альтернатива, если на Севере хлебосольном можно без стеснения воровать миллиарды и никто как будто ничего не замечает?? каков соблазн...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Аксана
Очень поучительная и интересная статья.
Полностью с Вами согласна, Юрий Андреевич. Все эти качества действительно присущи коренным северянам, несмотря на наш стремительно меняющийся мир.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
-1 # нан
Идеализация и ностальгия Юрий Алексеевич! Это возрастное.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Артем
Разве не на всё воля Божия? Про идеализацию с комментатором "нан" согласен, не согласен лишь с "Юрием Алексеевичем", скажу по секрету - он Юрий Андреевич ;-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # Лидия
Круто, как ,впрочем, и всегда.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

vic3

   

Хочешь стать автором?  

avtoram
   

Календарь публикаций  

<< < Сентябрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
   
   
Форум г. Салехард и Ямало-Ненецкого автономного округа - Drahelas.ru
   

Самое обсуждаемое  

   

Последние комментарии  

   

Облако тегов  

   
   
© Центр развития интернет коммуникаций